Часто задаваемые вопросы

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Для кого предназначена система мониторинга транспорта?

ОТВЕТ: Система мониторинга транспорта предназначена для компаний и организаций, заинтересованных в удаленном контроле собственных или корпоративных транспортных средств. Система с большим успехом используется как частными лицами для контроля и охраны личного автомобиля, так и крупнейшими транспортными компаниями с множеством представительств в разных регионах с единым центром сбора информации.

Вопрос: Что такое мониторинг транспорта на основе ГЛОНАСС и GPS?

ОТВЕТ: GPS/ГЛОНАСС мониторинг транспорта позволяет значительно снизить эксплуатационные расходы на парк автомобилей, защитить машины от угона и разбойных нападений. Практика показывает: GPS/ГЛОНАСС мониторинг окупается менее чем за полгода в большинстве компаний, при этом мониторинг автотранспорта значительно повышает дисциплинированность водителей, позволяет выявить эффективных сотрудников и работников, обладающих меньшей производительностью труда.

Система спутникового слежения и мониторинга представляет собой компактный прибор, оснащенный ГЛОНАСС/GPS и GSM антеннами, а также специальными датчиками для контроля различных параметров автомобиля.

Вопрос: Что такое ГЛОНАСС?

ОТВЕТ: ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система (ГЛОНАСС) — российская спутниковая система навигации. Одна из двух функционирующих на сегодня систем глобальной спутниковой навигации. Основой системы должны являться 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли.

Первый спутник ГЛОНАСС был выведен Советским Союзом на орбиту 12 октября 1982 года. 24 сентября 1993 года система была официально принята в эксплуатацию с орбитальной группировкой из 12 спутников. Сейчас в орбитальной группировке ГЛОНАСС  24 спутника, 2 из которых - резервные.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 18 февраля 1999 г. № 38-рп система ГЛОНАСС определена как система двойного назначения, применяемая не только в интересах обороны и безопасности РФ, но и в социально-экономических целях. Таким образом, было положено начало «гражданской» ГЛОНАСС.

Федеральное космическое агентство (Роскосмос) является координатором, и вместе с другими министерствами и ведомствами выступает в качестве государственного заказчика по ФЦП «Глобальная навигационная система». Эта программа направлена на дальнейшее развитие и эффективное использование глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС за счет внедрения передовых технологий спутниковой навигации в интересах социально-экономического развития страны и обеспечения национальной безопасности, а также сохранение Россией лидирующих позиций в области спутниковой навигации.

ФЦП «Глобальная навигационная система» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2001 года № 587. Федеральное космическое агентство совместно с Министерством обороны РФ является государственным заказчиком по подпрограмме «Обеспечение функционирования и развития системы ГЛОНАСС».

В настоящее время происходит активная коммерциализация технологий ГЛОНАСС. Заинтересованность руководства РФ в развитии отечественной навигационной системы способствует созданию массового навигационного рынка услуг и оборудования. В частности, в соответствии с распоряжением Правительства РФ реализуется проект федерального сетевого оператора ОАО «Навигационно-информационные системы» -  «ЭРА-ГЛОНАСС»: предназначенный для экстренного реагирования при авариях и основанный на применении технологий российской спутниковой навигационной системы.

Распоряжением № 731-р от 14 мая 2010 года Правительство РФ определило ОАО «Навигационно-информационные системы» («НИС-ГЛОНАСС») единственным исполнителем размещаемого Роскосмосом государственного заказа на реализацию проекта создания системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» на базе многофункциональных приемных устройств отечественного производства.

«НИС ГЛОНАСС» создаёт условия для массового использования и распространения технологии ГЛОНАСС на российском и зарубежных рынках, обеспечивает эксплуатацию навигационной инфраструктуры в целях предоставления и развития операторских услуг на основе спутниковой навигации, содействует повышению конкурентоспособности ГЛОНАСС.

Вопрос: Что такое GPS?

ОТВЕТ: Спутниковая навигационная система GPS была изначально разработана США для использования в военных целях. Другое известное название системы – «NAVSTAR». Ставшее уже нарицательным название «GPS» является сокращением от Global Positioning System, которое переводится, как Глобальная Навигационная Система. Это название полностью характеризует предназначение системы – обеспечение навигации на всей территории Земного шара.
NAVSTAR GPS (Global Positioning System, глобальная система позиционирования) – спутниковая система навигации, позволяющая определять местоположение объекта в любой точке планеты. Основной используемый принцип – определение местоположения объекта благодаря вычислению расстояния до точек с известными координатами (спутников).

Используя навигационные сигналы системы GPS, любой пользователь может определить  текущее местоположение объекта с высокой точностью. По результатам многих исследований, использование навигационных GPS систем дает большой экономический эффект для мировой экономики и экологии – повышается безопасность движения, улучшается дорожная ситуация,  уменьшается расход топлива, снижается количество вредных выбросов в атмосферу.
 
Космический сегмент системы GPS состоит из орбитальной группировки спутников, излучающих навигационные сигналы. Спутники расположены на 6-ти орбитах на высоте около 20000 км. Период обращения спутников составляет 12 часов и скорость около 3 км/c. Таким образом, за сутки каждый спутник совершает два полных оборота вокруг Земли.

24 спутника обеспечивают работоспособность технологии GPS на уровне 100%, однако для более точного определения и на случай технических неполадок число спутников поддерживается выше, порядка 30, максимальное количество спутников в системе может быть до 32.
Первый GPS спутник был запущен в феврале 1978 года. Его размер с раскрытыми солнечными батареями равнялся 5 метрам, а вес – более 900 кг. Это был спутник первой модификации GPS-I. За последние 30 лет, на орбите сменилось несколько модификаций GPS спутников: GPS II-A, GPS II-R, GPS IIR-M. В процессе модернизации снижался вес GPS спутников, улучшалось стабильность бортовых часов, повышалась надежность.

Наземный сегмент системы GPS состоит из 5-ти контрольных станций и главной станции управления, расположенных на военных базах США – на островах Кваджалейн и Гавайях в Тихом океане, на острове Вознесения, на острове Диего-Гарсия в Индийском океане и в Колорадо-Спрингс. В задачи станций GPS мониторинга входит прием и измерение навигационных сигналов поступающих с GPS спутников, вычисление различного рода ошибок и передача данных на станцию управления.

Вопрос: Как работает спутниковый мониторинг автотранспорта?

ОТВЕТ: Через ГЛОНАСС/GPS антенну система спутникового слежения и мониторинга получает информацию о положении автомобиля, которую она передает через GSM антенну на пульт диспетчера. Вместе с координатами автомобиля спутниковый мониторинг автотранспорта позволяет передать данные о количестве топлива в бензобаке, режим работы спецтехники и другую информацию.

На основе полученных данных система спутникового мониторинга автотранспорта составляет отчеты о маршруте движения транспорта, времени и месте стоянок, количестве истраченного топлива, режимах работы спецтехники, времени простоя автомобилей. Пользователь может настроить собственные отчеты, которые ему необходимы для работы.

Помимо предоставления полезных сведений, GPS/GSM/ГЛОНАСС слежение за транспортом позволяет эффективно выявлять факты слива топлива, выполнения «левых» рейсов и другие неправомерные действия персонала по отношению к владельцу транспорта, а также осуществлять управление транспортом на расстоянии.

Вопрос: Есть ли защита от взлома у системы ГЛОНАСС/GPS мониторинга?

ОТВЕТ: Современная система спутникового слежения и мониторинга практически не выдает свое присутствие. По желанию заказчика возможна скрытая установка ГЛОНАСС/GPS мониторинга на автомобили компании. В этом случае небольшой прибор монтируется в самых неожиданных местах, благодаря чему его крайне трудно найти.

Для эффективной борьбы с угоном автомобилей можно монтировать ГЛОНАСС/GPS закладки, которые передают сигнал через определенные промежутки времени в течение нескольких секунд. Подобный режим работы не позволяет злоумышленникам выявить систему ГЛОНАСС/GPS мониторинга путем сканирования различных частот. В полной уверенности они отключают системы глушения сигналов, после чего ГОЛНАСС/GPS закладка передает координаты транспорта на пульт охраны.

Стандартные системы спутникового слежения и мониторинга также могут передавать информацию через определенные промежутки или постоянно в режиме реального времени.

Вопрос: Что необходимо для работы в системе мониторинга транспорта?

ОТВЕТ: Для работы используется персональный компьютер с доступом в интернет (скорость интернет-канала - не менее 128Кбит/с). В этом случае на Ваш компьютер устанавливается клиентская программа Системы, Вам выдаются индивидуальные данные для подключения к серверу.

Вопрос: Как внедрить и использовать систему мониторинга (ГЛОНАСС/GPS) транспорта на своем предприятии?

ОТВЕТ: Ниже перечислены основные этапы внедрения системы мониторинга, рекомендуемые клиентам для эффективного внедрения и использования системы контроля автотранспорта.

  • 1. Если система мониторинга внедряется на большое количество единиц техники - выделить среди своих сотрудников ответственного работника за внедрение и эксплуатацию системы мониторинга. Желательно назначить ответственного за установку оборудования и ответственного за установку и функционирование программного обеспечения.
  • 2. Произвести установку навигационно-телематического оборудования на контролируемых транспортных средствах. В зависимости от требуемых параметров контроля, может потребоваться подключить к модулю мониторинга транспорта различные штатные или внешние датчики. МонтажГЛОНАСС/GPS/ GSM оборудования осуществляют специалисты поставщика системы мониторинга. Если монтаж осуществляется собственными силами, следует поручить это технически грамотному человеку, с опытом установки дополнительного оборудования на автомобили. Необходимо провести обучение этого человека у специалистов поставщика.
  • Монтировать терминальное оборудование рекомендуется скрытно, и при этом использовать пломбы или защитные кожухи, для предотвращения актов вандализма со стороны водителей.
  • Для терминальной аппаратуры необходимо подготовить активированные SIM карты одного из операторов GSM связи с подключенными услугами пакетной передачи данных (GPRS), передачи данных и факсов (Data CSD) и голоса (в случае если потребуется организация голосовой связи водителя и диспетчера). Если использование голосовой связи не планируется, то ее следует отключить. Расходы по SIM картам удобнее контролировать, если они все на одном биллинговом счете у оператора связи. Приборы должны быть настроены на IP адрес и порт используемого сервера и зарегистрированы на этом сервере системы мониторинга транспорта. Обязанности ответственного за оборудование на этом этапе: согласовывать график и место установки, принимать установки (подписывать акт приема выполненных работ), контролировать целостность пломб.
  • 3. Установить диспетчерское Программное Обеспечение, настроить работу серверного ПО, и убедиться, что все оборудованные терминальными модулями мониторинга транспортные средства подключены к системе мониторинга и диспетчер может видеть их на карте в режиме реального времени.
  • Обязанности ответственного за ПО (администратора) на этом этапе: согласовать время и место установки ПО системы мониторинга транспорта, обеспечить выполнение технических требований к компьютерному оборудованию и установленному на него ПО, научиться работать с системой мониторинга транспорта в качестве диспетчера и администратора.
  • 4. Начало эксплуатации системы мониторинга: провести инструктаж водительского состава по использованию мобильного оборудования и его дополнительных устройств (например, голосовой связи с диспетчером). Желательно заключение договора о материальной ответственности водителей. Провести обучение диспетчеров с программой Системы.
  • 5. Постоянная эксплуатация системы мониторинга транспорта: задачи ответственного за оборудование – проверять целостность пломб периодически или по заявкам диспетчеров, применять санкции к недобросовестным водителям. Задачи системного администратора – обеспечивать работоспособность компьютерного оборудования и ПО, формулировать и передавать вопросы и пожелания технической поддержке поставщика системы мониторинга транспорта, согласовывать время обновления ПО.

Вопрос: Какие каналы передачи данных использует ваше оборудование в системе мониторинга транспорта (ГЛОНАСС/GPS)?

ОТВЕТ: Программное обеспечение терминала выполняет несколько параллельных, не зависящих друг от друга процессов (заданий) называемых режимами.

Возможности передачи данных терминала ограничиваются возможностями оператора сотовой сети предоставляющей услуги связи. Терминал может использовать большинство существующих механизмов передачи данных сотовых операторов стандарта GSM: SMS, GSM DATA CSD и GPRS. Данные услуги должны быть доступны и разрешены SIM карте устанавливаемой в терминал.

В зависимости от настройки профильной конфигурации (устанавливаемой оператором ДЦ), устройство использует следующие режимы передачи и обработки данных:

  • запись параметров в журнал;
  • авторежим;
  • тревожный режим;
  • режим запроса;
  • режим «On-line».

Вопрос: Что такое диспетчеризация транспорта?

ОТВЕТ: Диспетчеризация транспорта – централизованное дистанционное оперативное (в реальном масштабе времени) управление транспортно-технологическими процессами по перевозке пассажиров и грузов с помощью маршрутных и немаршрутных транспортных средств, по транспортному обеспечению различных пользователей автотранспорта, по согласованию работы отдельных звеньев транспортного комплекса предприятия, района, города, территории с целью обеспечения максимальной технико-экономической эффективности работы транспортного комплекса, ритмичности работы транспортного парка, безопасности пассажиров и водителей, сохранности транспортных средств и перевозимых грузов и т.п.

Вопрос: Какую информацию передает навигационно-телематическое оборудование в программу диспетчера, кроме точки местоположения на карте?

Ответ: Вы можете контролировать:

Параметры, определяемые по спутниковой системе навигации ГОЛНАСС/ GPS:

  • высоту над уровнем моря;
  • время ГЛОНАС/GPS;
  • скорости перемещения по координатам от ГЛОНАСС/GPS;
  • пробега;
  • состояние сигнала ГЛОНАСС/GPS – отсутствует/присутствует;
  • Дополнительные параметры:
  • количества спутников, видимое ГЛОНАСС/GPS-приемником – до 20 штук (определяется применяемым GPS-приемником);
  • уровень сигнала ГЛОНАСС/GSM – 4 уровня;
  • напряжение бортового питания;
  • напряжение резервной батареи;
  • температуру внутри корпуса оборудования;

Параметры, контролируемые внешними датчиками:

  • состояние четырех аналоговых датчиков (например, уровень топлива в баках (по штатным или дополнительным датчикам), вес и т.п.);
  • состояние подключаемых датчиков типа сухой контакт - 9 каналов (зажигание, двери, датчики удара, датчики объема, контроль вращения, тревожная кнопка, дополнительные переключатели: (свободен/занят, задание выполнил и т.п);
  • расход топлива по датчикам (проточные, уровневые).

Состояние и управление исполнительными механизмами:

  • 1-выход - для подключения сирены;
  • 1-выход – для подключения внешнего светового индикатора установки/снятия охраны;
  • 15 дополнительных (свободных) выходов.

Вопрос: Какие отчеты позволяет формировать система мониторинга транспорта?

Ответ: Система позволяет получать отчеты со следующими данными:

  • пробег,
  • местоположение и длительность стоянок,
  • время начала и конца движения,
  • время, объем и место заправок и сливов топлива,
  • расчетный расход топлива по нормативам л/100 км и л/час,
  • место и время работы механизмов на спецтехнике,
  • соблюдение температурного режима внутри рефрижераторов,
  • количество и точное время посещения заранее определенных географических зон на карте,
  • количество выполненных рейсов, их регулярность, и другие.

Шаблоны отчетов:

  • отчеты по стоянкам с адресом, началом, окончанием стоянки – Путевой и Маршрутный листы,
  • отчеты по пройденным контрольным точкам,
  • отчеты по расходу топлива по уровневым датчикам,
  • отчеты по скорости,
  • отчет для работы Такси,
  • отчет по работе миксера-бетономешалки,
  • и другие отчеты.